Экологический аудит сегодня в основном используется как инструмент поиска пробелов в документах предприятия и оптимальных решений по их устранению, проводится для выявления прошлых и существующих экологически значимых проблем, подготовки рекомендаций по совершенствованию деятельности и с иными целями, предусмотренными экологическим законодательством.
Услугой по экологическому аудиту пользуются предприятия, которым сложно самостоятельно разобраться в неопределенности природоохранного законодательства Российской Федерации. В нашей стране существует огромная база нормативный в сфере экологии и охраны окружающей среды, к природопользователям предъявляется множество разнообразных требований, и исполнить их в полном объеме довольно трудно.
Особенно это актуально для небольших предприятий, у которых нет в штате инженера-эколога, а ответственным за соблюдение природоохранных требований назначен бухгалтер или специалист по охране окружающей среды. Но даже крупные предприятия, у которых целый штат экологов зачастую с трудом подстраиваются под стремительно появляющиеся новые порядки экологического контроля и кардинальные изменения в законах.
Поэтому экологический аудит сегодня в основном используется как инструмент поиска пробелов в документах предприятия и оптимальных решений по их устранению.
Примечание. ФЗ-219 от 21.07.2014 внес изменения в Закон об окружающей среде в части разделения всех объектов на 4 категории негативного воздействия на окружающую среду:
Объекты I категории (получение комплексного экологического разрешения с 1 января 2019, разработка программы повышения экологической эффективности, разработка технологических нормативов, программы ПЭК).
Объекты II категории (разработка декларация о воздействии на окружающую среду, программы ПЭК, плана мероприятий по охране окружающей среды).
Объекты III категории (разрабатывают программу ПЭК и предоставляют ежегодную отчетность по ней, а при необходимости – план мероприятий по охране окружающей среды).
Объектами IV категории освобождаются от экологической отчетности, проверок со стороны государственных органов и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, чем выше категория опасности объекта, тем скорее нужен экологический аудит |
Подготовительный этап начинается по инициативе Заказчика с постановки целей и задач, а также и согласования предлагаемых Исполнителем кандидатур аудиторов и сроков проведения аудита.
Выбирают объекты аудита, определяют его критерии, разрабатывают Программу экологического аудита (если предстоит глубокий аудит сложного объекта) либо План аудита (охватывает более узкий перечень вопросов).
Аудиторам предоставляют документацию обследуемого объекта для предварительного ознакомления.
Основной этап аудита включает первичное обсуждение программы (плана) работ, после чего проводится непосредственное обследование предприятия, в ходе которого выполняют сбор и анализ необходимых данных о предприятии и более детально анализируются имеющиеся природоохранные документы.
Аудиторы детально рассматривают документацию предприятия на соответствие действующему законодательству и существующему положению предприятия. Найденные проблемы обсуждаются с Заказчиком с целью поиска оптимального решения. Группа аудиторов производит осмотр основной территории предприятия, санитарно-защитной зоны и фиксируют данные для использованной при составлении Отчёта и Заключения по аудиту.
Результатом основного этапа аудита является Заключение об экологическом аудите. После проведения обследования предприятия и документации проводится заключительное совместное совещание, где Заказчика знакомят Заключением об аудите.
Заключительный этап аудита. В ходе заключительного этапа аудита составляется Отчёт по аудиту, где отражаются результаты, рекомендации по устранению несоответствий, возражения аудируемой организации по факту несоответствий.
Отчёт предоставляется Заказчику и является официальным документом аудируемой организации.
Основной документ, которым руководствуются аудиторы ООО «Тайм юнит» при проведении аудита экологической документации Заказчика является приказ Росприроднадзора от 18.09.2017 № 447 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)». В этом приказе аккумулирован максимально полный перечень документов, который может быть на любом предприятии. В процессе подготовки к аудиту данный перечень адаптируется с учетом специфики предприятия и категория объекта согласно постановлению Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»
В процессе аудита в первую очередь рассматривается наличие документации предприятия с точки зрения соответствия следующим федеральным нормативным правовым актам:
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ
Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ
Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ
Закон Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»
Экологический аудит в Российской Федерации проводится на добровольной основе.
Тем не менее большинство Заказчиков после выполнения данной процедуры как минимум удается избежать наказания по Статье 8.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:
Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
Несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа: