НОВАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ТКО: СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ ИЛИ ПУТЬ В НИКУДА?

На основании Федерального закона №458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ было введено новое понятие «твердые коммунальные отходы».

Твердые коммунальные отходы (ТКО) — отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях субъектов РФ будут определены региональные операторы.

Региональный оператор — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Региональный оператор определяется на основании конкурсного отбора на срок не менее 10 лет.

Свою деятельность региональные операторы должны осуществлять в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, разработка и утверждение которых с 1 января 2016 года будут отнесены к полномочиям субъектов РФ.

Какова роль нерегиональногооператора,на сегодняшний день, мало понятно.

В 2016 году помимо кардинальных изменений в экологическом законодательстве планируются разительные перемены в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Взамен ранее взимаемой услуги «вывоза мусора» вводится новая коммунальная услуга, которая будет называться «сбор за обращение с твердыми коммунальными отходами».

Введение новой коммунальной услуги повлечет изменение порядка расчета размера платы за сбор и вывоз твердых коммунальных отходов. В настоящее время плата за данную услугу определяется в расчете на 1 квадратный метр общей площади, занимаемого потребителем помещения. Согласно изменениям в Федеральном законе, плата будет рассчитываться исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на 1 человека. Новая коммунальная услуга будет рассчитываться по единому тарифу, установленному органами исполнительной власти субъекта РФ.

При этом региональный оператор обязан заключить договор об оказании услуг либо с управляющими организациями многоквартирных домов, либо напрямую с собственниками помещений.

Таким образом, все договорные отношения управляющих компаний с транспортирующими организациями, полигонами и прочими компаниями, осуществляющими деятельность по обращению с отходами жилищного фонда, должны закончиться до 31 декабря 2015 года.

Ведь с 1 января 2016 года единственной стороной в отношениях, связанных с «мусором» для управляющих компаний (ТСЖ, ЖК, ЖСК и пр.) становится региональный оператор, который как раз и будет той единой ресурсоснабжающей организацией, которая эту услугу будет предоставлять и получать за нее деньги от жителей.

В связи с данными изменениями возникает ряд наиболее актуальных и нерешенных, на данный момент, проблем.

Так, одной из таких проблем является регулирование вопроса содержания и обслуживания контейнерных площадок.

В большинстве регионов решение этого вопроса на себя раньше брали управляющие компании, так как на них лежали обязанности «вывоза мусора». Определенная часть выделенных на «вывозмусора» средств, шла на уборку контейнерных площадок и других мест накопления коммунальных отходов. После вступления в силу изменений законодательства, касающегося твердых коммунальных отходов, управляющие компании не будут иметь финансовой возможности продолжать осуществлять обслуживание площадок, ведь денежные средства от жильцов за услугу «сбор за обращение с твердыми коммунальными отходами» будет получать, как уже говорилось ранее, региональный оператор. Как один из вариантов выхода из этой ситуации, существует практика перевода площадок накопления в муниципальную форму собственности или же передача в аренду различным специализированным организациям.

К сожалению, на сегодняшний день законодательством не обозначены границы балансового разграничения. Где заканчивается ответственность управляющих компаний и где начинается ответственностьрегионального оператора на сегодня неясно.

Следующая насущная проблема: что же такое твердые коммунальные отходы? Соответствует ли это определение всем уже известному понятию ТБО (твердые бытовые отходы)? 

Определение твердых коммунальных отходов, приведенное в действующей редакции ФЗ «Об отходах производства и потребления», порождает еще больше вопросов. Один из них — принадлежность некоторых видов отходов к данной категории.Относятся ли к ней, например, -отходы древесины, которые образуются в результате сезонного спиливания,обрезки и кронирования деревьев во дворах жилых домов. Или жесмет от уборки территории? Ведь эти отходы образуются не в жилом помещении, однако при этом составляют достаточно большой объем. Скорее всего, управляющим компаниям предстоит организовывать сбор дополнительный средств на уборку территории от вышеупомянутых отходов. Вопрос: согласятся ли жильцы с таким количеством «услуг» и не проявятся ли нововведения в законодательстве в виде захламленных мусорных площадок.

Следует привести еще одну цитату из определения нового понятия:»к твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами». А нормативы для юридических лиц будут рассчитываться исходя из количества сотрудников. То есть, фактически, большая часть работающего населения будет оплачивать эту коммунальную услугу дважды.

Естественно, решение этих вопросов возлагается на будущие поправки в законе и подзаконные акты. Но пока это все лишь в проекте, в то время как изменения, касающиеся обращения с твердыми коммунальными отходами, вступают в силу уже с 1 января 2016 года.

Таким образом, наиболее сложные задачи сейчас стоят перед органами власти субъектов РФ. Именно им уже к началу 2016 года необходимо:

  • • Разработать территориальные схемы по обращению с отходами;
  • • Определить региональных операторов;
  • • Установить тарифы;
  • • Утвердить региональные программы;
  • • Заключить договоры;
  • • Восполнить недостаток объектов переработки отходов.

На все это осталось всего 5 месяцев.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА НА ОСНОВАНИИ СТАТЬИ 13.2 №89-ФЗ «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ» ДОЛЖНА СОДЕРЖАТЬ:

  1. Значения целевых показателей в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
  2. Перечень мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, включая экономический эффект от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий. Данный перечень должен содержать мероприятия направленные на:
    • • стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов;
    • • софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров;
    • • стимулирование утилизации отходов;
    • • выявление мест несанкционированного размещения отходов;
    • • предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий;
    • • обеспечение доступа к информации в сфере обращения с отходами
  3. Информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с ТКО;
  4. Иные определенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопросы.

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА НА ОСНОВАНИИ СТАТЬИ 13.3 №89-ФЗ «ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ» ДОЛЖНА ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ:

  1. Данные о нахождении источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации нанесением источников их образования на карту субъекта Российской Федерации);
  2. Данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации с разбивкой по видам и классам опасности отходов;
  3. Данные о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, установленных в субъекте Российской Федерации  разбивкой по годам);
  4. Данные о нахождении мест сбора и накопления отходов на территории субъекта Российской Федерации;
  5. Данные о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов, в том числе ТКО;
  6. Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе ТКО, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
  7. Схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.

При этом схема должна быть в первую очередь реальным и функциональным рабочим инструментом.

В ходе разработки этих документов необходимо произвести подробный анализ обращения с отходами, их морфологического состава по сезонам и характеристику объектов переработки и размещения отходов, а также оценить общую экономическую целесообразность выбранных схем и программ.

Субъектам РФ, помимо решения вышеперечисленных задач,необходимо, в срочном порядке, принять ряд законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ в области обращения с ТКО.

Законы субъекта РФ должны регулировать отношения, связанные с:

  • • порядком разработки, согласования и утверждения региональной программы в области обращения с отходами;
  • • содержанием и порядком заключения Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, а также условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов
  • • порядком передачи органам местного самоуправления поселения или городского округа полномочий по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов (при необходимости);
  • • осуществлением деятельности региональных операторов.

Средства на развитие отрасли будут распределяться за счет экологического сбора.

Понятие экологический сбор было введено с 2015 года Федеральным законом. Экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и уплачивается производителями, импортёрами подлежащих утилизации товаров.

Суть вводимых изменений — производители, импортёры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров после утраты ими потребительских свойств самостоятельно либо посредством уплаты экологического сбора. Перечень таких товаров, включая упаковку, а также соответствующие нормативы утилизации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, и порядок его взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Средства, поступившие в федеральный бюджет в счёт уплаты экологического сбора, распределяются посредством реализации государственных программ РФ в форме предоставления субсидий субъектам РФ по следующим направлениям: 

  • • на софинансирование региональных программ и территориальных схем,
  • • на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров,
  • • на покрытие дефицита средств, поступающих в счёт оплаты населением услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами,
  • • на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.

Указанные субсидии федерального бюджета предоставляются в порядке, утвержденном Правительством РФ, пропорционально численности населения, проживающего на территории субъекта.

Новая система обращения с отходами схожа с моделью регулирования теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

В данной статье приведен краткий обзор изменений, которые нас ожидают с вступлением в силу Федерального закона № 458-ФЗ в части обращения с твердыми коммунальными отходами, и выявлен ряд проблем и вопросов, с которыми мы можем столкнуться в ближайшем будущем.

Новая система обращения с отходами – это большой шаг в развитии современного общества. К сожалению, рассматриваемый Федеральный закон очень «сырой». А, ввиду отсутствия дополнительных подзаконных актов, сроки реализации такой глобальной цели как реформирование системы обращения с отходами очень ограничены. Хочется верить, что это не отразится на качестве ее выполнения.

Начинать разработку программ и схем желательно уже сейчас, так как до вступления в силу закона остается всего 5 месяцев, а внести корректировки всегда проще, чем создавать что-то с нуля.

 

Автор:
Шапошникова Ольга Владимировна
Специалист Департамента инженерной защиты окружающей среды
ООО «Тайм юнит»